Без рубрики 'Дерево познания Добра и Зла

Дерево познания Добра и Зла

0 комментов
просмотров
14 мин. на чтение

Образ древа познания добра и зла — это отголосок мифа о Мировом Древе

Наиболее полная и интересная картина складывается, если уделить внимание не только авраамическим религиям, но и посмотреть шире. Дело в том, что древо познания добра и зла, как и многое другое в Библии, впервые появилось не в ней

Образ священного дерева восходит к Мировому Древу — оси мира, каркасу, на котором держится всё материальное и духовное вокруг нас. Наиболее подробно о таком дереве мы можем прочесть в мифах скандинавов, так как они записаны довольно поздно. Но даже фрагментарные знания о религиозных представлениях культур, которые существовали за двадцать веков до нашей эры, освещают наличие таких деревьев и в них.

Мировое Древо обязательно имеет два атрибута:

  • Птицу на вершине;
  • Змея у корней.

В шумерском эпосе о Гильгамеше пишется:

Причём в ранних религиозных представлениях (Индия, Египет) змей — это отнюдь не злой дракон, который пожирает корни оси мироздания, а добрый защитник, главное творение Божье, защищающее целостность материальной реальности.

Поздние античные мифы отказывают мифу в размахе и в глобальности. Теперь мы уже имеем дракона Ладона, который сторожит яблоню с золотыми плодами. Но он всё ещё страж. Функция сохраняется.

Мировое древо присутствует в различных религиях. Оно — скелет мироздания и всегда тесно связано с образом змея, как на картинке внизу. Обычно он — либо страж, либо разрушитель материальной мира.

К тому же змей — даритель мудрости, и этот мотив перекликается с дарованием змеем познания добра и зла человечеству. Некогда его культ был довольно велик, о чём нам свидетельствует не только археология, но и Священное Писание:

(4Цар. 18:4)

В тексты Пятикнижия история о змее и дереве попадает, очевидно, из египетских религиозных писаний. Это не удивительно, учитывая образование Моисея. Но в то же время она содержит уже совсем иные тона и смешивается с преданием о грехопадении человека.

Представления о грехопадении были и в других религиях, но только в Ветхом Завете этот миф объединён с историей о Мировом Древе. Получился синтетический образ, которого больше нет нигде.

Но как бы то ни было, мы должны понимать, что религиозный язык — это не язык фактов, не историческое свидетельство, а образная передача мысли. Мы можем сказать, что Бог вылепил человека из глины, а можем сказать, что Бог родил человека. Но ни то, ни другое не соответствует реальным событиям. Это лишь образы, ведь у Бога нет рук или материнского лона, чтобы физически реализовать то, о чём мы говорим на уровне своего языка.

Христианину важен урок, которому учит миф, а не его содержание.

То же касается и образа древа — это способ передать на языке слов представление о тех событиях, от которых нас отделила стена материи и греха. В одной традиции это будет история про бунт людей против Бога, в другой — про Мировое Древо, в третьей — про Мировую Гору, поднявшуюся из воды.

Новогодняя ёлка — это проекция древа познания добра и зла, а также Мирового древа на современную культуру. Она играет важную роль в традиции, хотя и утратила всякое символическое знание

Велико искушение воспринять всё буквально и защищать Священное Писание, как исторический источник. Но Библия — не книга по истории. В ней нет динозавров, неандертальцев, древнего Китая и т.д., хоть мы и знаем, что всё это — часть истории мира. А потому мы должны смотреть не на содержание рассказов любого писания, а на их суть:

  • идею;
  • посыл;
  • наставление.

Именно это ядро и заключает духовный урок, которые дают нам авторы Священного Писания. А вот подсчёт деревьев в Эдемском саду — это погоня за формой, но не содержанием.

Кстати, на современной культуре Мировое Древо тоже интересно отразилось: дуб зелёный из сказки Пушкина и новогодняя ёлка — все они имеют корни в древнем мифе.

Древо познания в мифологии разных народов

Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причём Утнапиштимy и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения. Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

Важно  Поздравления женщине на 65-летний юбилей

Таким образом, идея древа познания, в которую полнее всего вылилось вековечное стремление человечества из слепого раба бессознательных стихий сделаться их господином исключительно силою своего «познания» принадлежит всецело евреям. Ввиду того, что библейский рассказ о райских деревьях резко отличается от всех других аналогичных повествований, библейские критики Будде и Гункель полагали, что в первоначальном рассказе Быт.  фигурировало только одно дерево, а именно древо познания, так как первоначальный автор этого рассказа ни в коем случае не мог бы допустить, чтобы первому человеку было разрешено пользоваться плодами от древа жизни наравне с плодами других деревьев.

3 заблуждения на счёт событий, связанных с древом познания добра и зла: количество плодов, расположение сада, и чья вина

Есть несколько расхожих мифа, которые нужно опровергнуть сразу:

Заблуждение 1. На древе будто бы рос только один единственный плод. Это чушь, но её иногда озвучивают сектанты вроде свидетелей Иеговы. Плодов было много, о чём сказано в тексте Библии на любом языке.

Заблуждение 2. Эдем называют раем. Эдем — это сад. Где он находился — вопрос. Кто-то представляет его на небе, кто-то — ищет географически. Но в любом случае некорректно ставить знак «равно» между раем и Эдемом. В нынешних христианских представлениях рай — это Царство небесное, место, где находится Иисус Христос, обитель праведников. Богословских оснований отождествлять эти два места нет. Хотя в Бытие и говорится «рай в Эдеме».

Заблуждение 3. Ева виновна в первом грехе. Все виновны понемногу. Лишний радикализм тут ни к чему. Некоторые христианские секты действительно взваливают всю вину на женщину, но это наследие патриархата. Как мы можем заметить, Адам тоже — далеко не праведник: он трус, жалобщик или, если выразиться точнее, «стрелочник». У него все виноваты, только не он сам.

Толкование в иудаизме

В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.

Согласно Книге Зогар, дерево познания добра и зла и древо жизни пребывали вместе в совершенной гармонии до тех пор, пока не пришёл Адам и не разделил их, положив начало злу, что содержалось внутри дерева познания добра и зла.

Мидраш приводит версии о дереве и его плодах. Рабби Меир сказал: Это была пшеница. Репа (лефет) — два мудреца рабби Ханана бен Ицхак и рабби Шмуэль бен Амии. Рабби Йегуда, сын рабби Илая, сказал: «Плоды древа познания были виноградом, ибо сказано „Виноградины их — ягоды ядовитые, гроздья горькие у них (Дварим )“ — эти гроздья привели горечь в мир».

Рабби Аба из Акко сказал: «Этрогом было оно, ибо написано: „И увидела женщина, что дерево хорошо для еды“ (Берешит ) — сказал ты: иди и смотри, у какого дерева древесина съедобна, как и плод, и ничего не найдёшь, кроме этрога».

Рабби Йосе сказал: «Смоквами они были: коли не учишь ты одно из другого, то изучи из смысла! Притча о царском сыне, который согрешил с одной служанкой. Когда же узнал царь об этом, выгнал он сына из дворца, и он стучался в двери служанок, но они не принимали его, но та, которая согрешила с ним, открыла свои двери и приняла его. Так, когда первый человек поел с того дерева, Всевышний выгнал его из сада Эдена, и ходил он по всем деревьям, но не принимали они его. А что они говорили ему?»

Сказал рабби Берехья: «Говорили деревья: Вот вор, который обманул Творца своего, вот вор, который похитил знание Господина своего, — об этом написано: „Да не наступит на меня нога высокомерного“ (Тегилим ) — нога, что поднялась на Творца своего; „и рука нечестивых да не изгонит меня“ — не возьмёт от меня листа. Однако смоковница, поскольку поел он от её плодов, открыла двери свои и приняла его — об этом написано: „И сшили листья смоковницы“» (Берешит ).

Важно  Как восстановить вал под сальник стиральной машины

Рабби Азария, рабби Юдан сын рабби Симона, от имени рабби Йегошуа бен Леви говорят: «Упаси Бог, не открыл Святой, благословен Он, то дерево человеку и не откроет в будущем!».

III. Причины, по которым оказалось возможным грехопадение человека в период развития

А. Сила любви и
сила Принципа

Человек был сотворен, чтобы расти в период развития, то есть находясь
в сфере косвенного владычества Бога, под действием силы Принципа и согласно
с ним. Поэтому сама сила Принципа никак не может допустить, чтобы человек
сошел с рельсов Принципа и согрешил. Но несовершенный человек может сбиться
с пути, если его будет на то толкать иная сила, по мощи превосходящая направляющую
его развитие силу Принципа. Сильнее Принципа — любовь. Пока человек не
достиг совершенства, и не испытал, оказавшись в сфере прямого владычества,
совершенную любовь Бога, его подстерегает опасность грехопадения под действием
любви не по Принципу, цель которой отлична от Божьей.

Почему же в таком случае Бог сделал любовь сильнее Принципа? Любовь,
являвшая собой мотив и цель Бога при сотворении мира, есть высшая ценность.
Она — источник жизни, счастья и радости для всего творения. Создав мир
в соответствии с Принципом, то есть определенными законами, Бог поставил
любовь превыше всего, так как более всего желал владычества любви.

Б. Назначение
заповеди и время, необходимое для ее осуществления

Поскольку сила любви превосходит силу Принципа, в период развития постоянно
существовала опасность грехопадения из-за любви не по Принципу. Как предотвратить
грехопадение? Если сила любви не по Принципу окажет воздействие на человека,
пока тот не достиг совершенства и не вступил в сферу прямого владычества
Божьей любви, возможность грехопадения сохраняется. Чтобы воспрепятствовать
ему, Бог дал человеку заповедь. Если бы прародители человечества, сохранив
веру, неуклонно соблюдали заповедь, они не создали бы условие для взаимодействия
с архангелом, и тогда не возникла бы любовь не по Принципу. Но, они, утратив
веру, перестали соблюдать заповедь, а вместо этого вступили в действие
отдавания-и-принятия с архангелом, создав условие для взаимодействия с
ним. В итоге сила запретной любви заставила их сойти с пути Принципа.

Но в течение какого времени прародителям человечества следовало соблюдать
заповедь «не вкушать», условие веры, данное Богом? Если бы Адам
и Ева достигли совершенства, а затем как муж и жена осуществили свою горизонтальную
любовь, поставив в ее центр Бога, в мире не нашлось бы силы, способной
разрушить их абсолютную любовь. Иначе говоря, достигнув совершенства, они
уже никогда не могли бы согрешить, тем более, что сила любви архангела
— более низкого уровня, она не способна разрушить любовь между совершенными
супругами. Следовательно, действие Божьей заповеди «не вкушать»
ограничивалось лишь тем сроком, пока Адам и Ева не достигли совершенства.

Древо жизни — питаться и водиться Христом…

Сам факт рождения полностью исключает любую форму или закон, так как рождается младенец, которому невозможно предписать правила! Младенец нуждается в молоке, в обхождении, в том, чтобы его нянчили и чтобы создавались условия нормального его развития. Посему факт рождения от Бога, а также младенчество и возрастание, что предусматривается в Новом Завете, исключает любую форму религиозного поклонения Богу, т.е. предписанные правила, постановления, законы, а утверждает любовь Родившего; естественно, и младенец станет отвечать любовью, послушанием, полным доверием! Любовь родителей к детям и ответную их любовь невозможно заключить в рамки какого-либо закона, любовь не имеет определённых предписаний и границ в своём проявлении — она безгранична!  От младенца потребовать ничего нельзя — это ясно, его можно только любить и нянчить! Да и разве может быть настоящая любовь, когда её требуют к себе под страхом наказания: люби меня, а если не так — накажу?! Такой оборот дела, от страха наказания начинает искать выход и непременно придет к предметному угождению Богу: что Ему нравится?! — я это Ему и сделаю, и Он меня не накажет! Любви в этом уже нет, но скорее ненависть, угождение, лицемерие! Так и написано: закон производит гнев: «Ибо закон производит гнев, потому что где нет закона, нет и преступления» (Рим.4:15).

Любовь Бога к человеку и взаимная от человека — вот определяющие отношения друг ко другу в Новом Завете! Бог не требует от человека в Новом Завете ничего, если оно не изольется из него по искренней любви к Богу! Стараться усилием любить — невозможно! Это просто окажется лицемерием, но любить от переживания любви к себе — это есть истинная любовь! Бог прежде нас возлюбил. Переживая любовь Бога к себе, которою Он вселяется в сердце человека, непременно открывается любовь человека к Богу — в этом Новый Завет!

Важно  Свадебные поздравления своими словами

Бог есть любовь, и любовью Своей Он вселяется в человека! От этой любви человек всё больше и больше открывается для Бога и всё больше доверяется и вверяет себя Богу до полного соединения. Таким образом, происходит полное слияние в одно целое, и всё становится Божественным! Богу совсем не нужны дела человека, какими хорошими бы они ни были. Богу нужен только сам человек, как сосуд, как храм, в котором Он хочет жить и проявлять Себя членами человека, как и сказано: «… и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности» (Рим.6:13).

Богу нужен сам человек, которого Он хочет водить Духом Святым и только таковые есть дети Божии: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии» (Рим.8:14) . Бог желает, чтобы человек предоставил себя Ему, отдал себя в жертву Богу, и Он поселится в человеке, будет жить в нём, ходить в нём: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:1,2), «Ибо вы — храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).  Это и есть дерево жизни!

Никто не знает, что это за дерево, а рисунок с яблоней — дань античной традиции

В Библии нигде не сказано о том, какого сорта было древо познания добра и зла. Косвенных свидетельств в Священном Писании тоже нет. Это всё, о чём мы можем говорить объективно.

Всё остальное — спекуляции. Есть распространённая тенденция — утверждать, что это было какое-то особое дерево, подобных которому нет на земле. Это домыслы. В книгах Моисея ничего такого не написано, так что это только личное мнение человека. И не более того.

Но есть две наиболее убедительные версии на счёт принадлежности дерева:

Яблоня. Здесь очевидны параллели с античной мифологией. Как мы знаем, христианство многим обязано Риму. Именно Римская империя дала ту базу, которая позволила учению Христа охватить весь мир. Многие греческие и римские мифы наложили отпечаток на христианскую культуру. Например, история о грехопадении ангелов, которая никак не освящена в Священном Писании, явно приобрела популярность под влиянием предания о Прометее и прочих сверженных титанах.

Яблоко — важный символ для античной традиции. Золотые плоды растут на древе в саду Гесперид на краю мира, а охраняет их Ладон — змей. Знакомые обстоятельства, не правда ли?

Плод древа познания добра и зла начали считать яблоком в античности из-за ассоциации с мифом о яблоке раздора («Суд Париса», Питер Пауль Рубенс)

Ещё один сюжет — пресловутое яблоко раздора, из-за которого началась Троянская война. Так что нет ничего удивительного в том, что на базе античной культуры именно яблоко взяло на себя роль запретного плода.

Виноград. Виноград — самый популярный плод в Священном Писании. Народы Востока высоко ценили это растение и имели множество названий для него. Виноград даёт сок даже в засушливых регионах, а потому ценен, как вода. Даже сам Христос сравнивает сок (или вино, переводы разные) винограда со своей кровью — той самой, после которой жажды человек никогда не испытает.

Виноград тесно вплетается в иконографию христианства, но его символическое значение намного шире, поскольку это растение также почитали в Месопотамии — одной из древнейших культур мира.

А потому вполне правдоподобной выглядит версия, что автор книги Бытия подразумевал под плодом именно виноград.

На этой иконе Иисус и Его церковь изображены деревом винограда не случайно: это растение с древности особо почитаемо, а потому именно его плод вполне мог произрастать на эдемском древе познания добра и зла

Оцените статью
Понравилась статья?
Комментарии (0)
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит
Добавить комментарий
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *